изображение измерения пульса

Еженедельный отчет менеджера по продажам — возможность держать руку на пульсе рынка

от | 4 Сен, 2014 | Инструменты эффективности, Лайфхаки, Отдел продаж в отеле, Стратегический подход, Управление продажами | Нет комментариев

о том, как превратить еженедельный отчет менеджера по продажам из отписки в действенный инструмент повышения продаж в отеле и информации о рынке
   Время чтения 6 минут

Одной из основных задач руководителя отдела продаж и маркетинга в отеле является достижение поставленных перед отделом задач по выручке и объемам бизнеса, т. е. выполнение, а еще лучше, перевыполнение бюджета.

Успех зависит от многих факторов: четко определенных командных и индивидуальных целей и задач, верно выбранной стратегии, оперативной реакции на малейшие изменения на рынке и/или отклонения от намеченного курса, правильно распределенных ресурсов, и, не в последнюю очередь, слаженной и эффективной работы команды.

Какие же есть возможности у руководителя отдела «держать руку на пульсе»?

Арсенал методов и инструментов достаточно разнообразен. Безусловно, необходимо периодически присоединяться к менеджерам при проведении встреч, чтобы из первых рук получить информацию, а заодно и проверить правильность как подготовки, так и проведения встреч, слушать, как менеджеры общаются с клиентами по телефону и контролировать качество отправленных предложений. Но делать это постоянно невозможно. Каков же выход из ситуации?

Одним из наиболее простых и эффективных инструментов контроля и одновременно получения оперативной информации является еженедельный отчет менеджера.

Казалось бы, нет ничего проще, чем заставить менеджера отчитаться о том, что было сделано за текущую неделю и что запланировано на следующую. Парадоксально, но факт: ситуация, когда отчеты отсутствуют вообще, встречается гораздо чаще, чем можно было бы подумать. Происходит это в основном, когда отдел продаж работает по принципу ответной реакции – менеджеры занимаются исключительно обработкой поступающих запросов и входящих звонков, при этом активные продажи отсутствуют. Говорить о повышении эффективности продаж в данном случае не приходится. Начинать необходимо с разработки и внедрения системы планирования и отчетности. К слову сказать, на практике с такими ситуациями приходится встречаться достаточно часто, и одно только внедрение еженедельного отчета приводит к росту продаж (даже в период спада бизнеса!).

Однако чаще все же приходится иметь дело с ситуацией, когда отчеты существуют, но только «для галочки». Сотрудники считают, что отчеты – это пустая трата времени, которое с гораздо большей пользой можно было бы потратить на общение с клиентами. Руководитель в глубине души придерживается той же точки зрения, однако в целях повышения трудовой дисциплины требует, чтобы отчеты о проделанной работе сдавались вовремя. В результате отчеты регулярно собираются и успешно пополняют стопки макулатуры, хранящейся в офисе.

Исследовав реальные еженедельные отчеты менеджеров в нескольких отелях, можно сделать вывод, что в большинстве случаев они не информативны и не могут использоваться как инструмент контроля. Мы попытались разобраться и выяснить причины недостаточной информативности отчетов.

Внимание опасность!

В большинстве случаев отчет менеджера о проделанной работе содержит информацию о сделанных звонках, отправленных сообщениях и проведенных встречах или презентациях/инспекциях отеля (последние иногда учитываются как отдельный показатель), т.е. о количестве личных коммуникаций менеджера с клиентами. Некоторые руководители полагают, что, по закону диалектики, количество на определенном этапе должно перейти в качество, т.е. чем больше звонков и встреч с клиентами, тем больше будет продаж. Однако в реальности количество коммуникаций не гарантирует выполнение бюджета.

Проблема №1

Поскольку необходимые объемы бизнеса и выручки можно получить двумя способами: 1) за счет привлечения к сотрудничеству новых клиентов и 2) путем получения бизнеса от уже существующих клиентов, то информация только о количестве произведенных менеджером за неделю действий оказывается недостаточной. Звонок звонку рознь. Алгоритмы работы с новыми и существующими клиентами абсолютно разные! Одно дело позвонить уже существующему клиенту и напомнить о себе. В большинстве случаев достаточно лишь одного звонка, чтобы получить новую заявку. Совсем другое дело — звонить в новую компанию и пытаться привлечь ее к сотрудничеству с отелем. Одним звонком здесь уже не отделаешься. Согласитесь, невозможно поставить знак равенства между встречей с потенциальным клиентом и с уже существующим клиентом. Несмотря на это, они фиксируются как равнозначные показатели.

Проблема №2

Только с помощью количества произведенных действий невозможно понять, на каком этапе находится продажа и что необходимо для ее продвижения, то есть невозможно оценить, насколько качественно и эффективно работает менеджер, и обнаружить «провалы» в цикле. А проблемы в цикле могут обернуться проблемами достижения результатов. Если не обнаружить их вовремя и оперативно не отреагировать, можно столкнуться с падением продаж.

Проблема №3

Мы настолько зациклены на количественных показателях, что забываем прописную истину – любая коммуникация менеджера с клиентом должна осуществляться с определенной целью и предполагает достижение определенного результата. Поскольку с менеджеров спрашивают отчет о количестве совершенных звонков, встреч и проведенных инспекций, зачастую они вместо цели и результата заносят само действие. Например, в качестве цели может стоять «повторный звонок клиенту». Все замечательно, но звонок – это не цель. Целью может быть установление личного контакта, презентация отеля, проведение переговоров, но никак не сам звонок. С результатами происходит то же самое. Встреча не может быть результатом при проведении переговоров. Результатом должна быть информация о достигнутых договоренностях и выявленных проблемах, если они существуют.

Именно из-за отсутствия связи собираемой руководителем информации с этапами процесса продаж отчеты о проделанной работе менеджера являются практически бесполезными. Проблема усугубляется и тем, что большинство используемых отелями систем CRM (customer relations management) изначально не настроены таким образом, чтобы предоставить отчет, который бы объединял количественные показатели и этапы продаж. Однако нет ничего невозможного!

Ключ к решению

Для решения вышеперечисленных проблем и эффективного контроля работы вашей команды, а также для более четкого понимания темпов продвижения продаж на пути к выполнению бюджета необходимо отслеживать количественные показатели произведённых менеджером действий (коммуникаций с клиентами) с учетом ступени цикла продаж, на котором было совершено данное действие, результатов совершенного действия и цели следующего логического шага:

1). Если менеджер отвечает как за работу с существующими клиентами, так и за поиски нового бизнеса (а в большинстве гостиниц это норма), необходимо учитывать это как два совершенно разных направления деятельности, разделив все компании, с которыми работают менеджеры, на два типа :

  • существующий клиент (клиент, имеющий с вами договор и активно пользующийся вашими услугами (CLIENT);
  • возможный клиент (тот, который вами пока не работает, но существует потенциальная возможность сотрудничества) (PROSPECT).

Дифференциация этих двух этапов позволит определить необходимые временные и физические ресурсы для привлечения нового бизнеса и работы с существующими клиентами, что впоследствии помогает устанавливать более четкие цели.

Примечание: Для того, чтобы получить отчет в том виде, в котором он нужен, вероятнее всего, вашей системе понадобится кастомизация (адаптация под клиента) — введение новых или использование незадействованных полей.

2). Любая продажа проходит определенный цикл, состоящий из последовательных ступеней. Совершая любое действие в отношении клиента, менеджер должен ориентироваться на продвижение этого цикла, именно поэтому нужно четко ставить цель (что он хочет добиться в результате коммуникации) и фиксировать, помимо действия, конкретный результат. В свою очередь, руководителю необходимо настаивать на корректном заполнении полей «цель действия» при планировании и «результат действия». Для оптимизации процесса можно использовать ограниченный список целей, соответствующих ступеням продажи и возможных результатов. Для иного, что не попадает в список, и для дополнительных уточнений, существует поле «комментарии».

Помимо информации о проделанной работе отчет обязательно должен содержать план действий менеджера на следующую неделю, также с учетом этапов продажи.

Важно помнить: Большинство систем не позволяют одним нажатием клавиши распечатать отчет за прошедший и будущий периоды. Соответственно, для получения необходимой информации распечатывать нужно два отчета – о проделанной работе и план работы на следующую неделю.

Ниже приведена таблица, примерных целей и соответствующих результатов, которую вы, безусловно, можете дополнить:

Diagram with the list of possible results of a sales person actions

3). Для оценки эффективности работы недостаточно только собрать информацию, необходимо проанализировать ее и сопоставить с целями и средними показателями как менеджера, так и всего отдела, также разбитыми по ступеням продажи. Руководителю необходимо понять, ведет ли поставленная цель запланированного действия к продвижению и переходу продажи на следующую ступень. Любая из перечисленных ниже проблем, приводит либо к замедлению цикла продажи, либо к потере бизнеса и является однозначным сигналом для руководителя, что менеджеру необходима помощь!

  • менеджер слишком много тратит времени на общение с существующими клиентами, которые не могут дать дополнительный бизнес, и совсем не звонит потенциальным клиентам;
  • менеджер не задает правильные вопросы в процессе квалификации и тратит много времени на клиентов, которые не имеют потенциала для вашего отеля;
  • менеджер начинает продавать (переходит к презентации) до того, как выяснил потребности клиента. В этом случае продажа может быть обречена на провал;
  • менеджер, отправив предложение, не звонит клиенту, чтобы убедиться в отсутствии возражений, таким образом, лишая себя возможности их вовремя устранить;
  • менеджер не умеет эффективно работать с возражениями и т.д.

Причем анализ не должен ограничиваться только текущей неделей. Сравнение отчетов менеджера за предыдущую и текущую недели позволяет проследить последовательность действий и сопоставить планы предыдущей с результатами текущей недели. Кроме того, у руководителя появляется возможность определить, в каком случае необходима его помощь и, например, присоединиться к запланированной встрече, помочь с составлением коммерческого предложения или просто дать совет.

Преимущества очевидны

Проверено на практике – использование еженедельного отчета, его анализ и обсуждение с менеджерами результатов работы и планов на следующую неделю на регулярной основе повышают продуктивность сотрудников и увеличивают продажи, т.е. эффективность работы отдела.

У руководителя появляется действенный инструмент «держать руку на пульсе», помогающий:

  • оперативно получить информацию о том, что происходит на рынке;
  • оценить эффективность работы каждого сотрудника;
  • своевременно обнаружить проблемы в цикле, понять, на каком этапе они возникают, каких навыков не хватает сотруднику для достижения необходимых результатов и оперативно решить их;
  • сократить длительность цикла продажи, помогая сотрудникам строить процесс коммуникации с клиентом наиболее эффективным образом.

Кроме того, имеются и дополнительные преимущества использования еженедельного отчета:

  1. дисциплинирует как менеджеров, так и руководителя;
  2. помогает менеджерам сфокусироваться на приоритетных направлениях работы и приоритетных клиентах, не дает «распыляться», что приводит к сокращению длительности цикла;
  3. стимулирует активный подход к продажам: если менеджер знает, что с него спросят новых потенциальных клиентов, он будет делать попытки найти их;
  4. играет мотивирующую роль: сотрудники ощущают значимость и важность своей работы,
  5. способствует формированию командного духа – помогает оценить менеджеру свой вклад в выполнение общей цели;
  6. играет обучающую роль – дает возможность на практике показать процесс продаж и важность последовательности действий на каждом этапе,
  7. стимулирует процесс самосовершенствования: сотрудники начинают анализировать собственную деятельность и работать над ошибками.

Естественно, еженедельный отчет менеджера по продажам – не единственный инструмент контроля. Необходима также информация об объемах продаж, как для индивидуального, так и группового бизнеса, но, учитывая объемы бизнеса в отеле и количество изменений, мы рекомендуем фиксировать и отслеживать данную информацию не на еженедельной, а на ежемесячной основе. Но это уже другая тема…

Нужна помощь?

Запишитесь на бесплатную консультацию

запланировать

 

Поделиться статьей

Спасибо, что дочитали до конца. Пожалуйста, оцените статью, это поможет нам готовить для вас более интересные и полезные материалы.

Оценить статью
[Всего: 1 Среднияя оценка: 5]

Информация об авторе:

«Пишу о повышении эффективности продаж в отеле, делюсь личным почти 30-летним опытом работы в сфере продаж, маркетинга и развития бизнеса гостиничной индустрии, провожу бизнес-тренинги и консультирую.»

Ирина Боссхард, управляющий директор Impulse Hospitality

Хотите получать статьи автоматически?

Подпишитесь на нашу рассылку!

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше название здесь

Your content goes here. Edit or remove this text inline or in the module Content settings. You can also style every aspect of this content in the module Design settings and even apply custom CSS to this text in the module Advanced settings.

Клики
Share This